Если оглядеться вокруг, можно увидеть множество людей, не отрывающихся от экранов своих смартфонов :) И действительно, дорогие смартфоны в настоящее время сравнимы по мощности с простыми компьютерами в некоторых повседневных задачах (отображание веб-сайтов, несложные приложения, графика). Мобильный интернет-трафик уже давно не меньше такового с настольных компьютеров - и особенно для розничных товаров.
Поэтому многие менеджеры при рассмотрении вариантов продвижения своих продуктов сайты даже не рассматривают, а сразу думают о мобильных приложениях. Однако, с этим связаны некоторые проблемы, и об этом подробнее.
Отличие сайта от приложения и веб-приложения
Сайт - это изначально "узел" в сети Интернет. Исторически, сайты содержали тексты со ссылками ("гипертекст"), то есть были информационными. Приложения же в свою очередь, всегда решали некоторые прикладные задачи - например, Microsoft Word для набора текстов, музыкальный проигрыватель - для воспроизведения звука и тому подобное. То есть приложения выполняют некоторую функцию для пользователя.
Сейчас многие сайты, например интернет-магазины, обладают личными кабинетами пользователя, где пользователь имеет возможность совершить некоторые действия. Тем самым, они уже обладают некоторыми свойствами приложений (и называются веб-приложениями).
Тем не менее, основная разница в том, что приложение установлено на смартфоне, и поэтому:
- Оно занимается место в памяти - но доступно всегда, даже если нет Интернета,
- Оно обязано выполнять некоторые действия, а не только предоставлять информацию, в противном случае обновление информации не будет централизованным (некоторые пользователи могут не ставить обновления приложений).
- У приложения есть доступ к функциям устройства (камера, напоминания) - но часто это и не требуется!
Чтобы выбрать, окинем взором полный доступный для решения задач бизнеса арсенал (по степени возрастания стоимости):
- "Обычный" (привычный) сайт,
- Адаптивный сайт - внешний вид подстраивается под разрешение устройства и выглядит по-разному (хорошо) и на телефонах, и на планшетах, и на ноутбуках, и на больших мониторах,
- Адаптивное веб-приложение (все функции в личном кабинете пользователя),
- Мобильное приложение (тут надо учитывать, что можно сделать только для телефонов, или для телефонов и планшетов),
- Мобильное приложение с соединением с сервером - то есть информация хранится на сервере, а мобильное приложение забирает его через соединение с Интернет,
- Адаптивный сайт + мобильное приложение.
Какой вариант лучше всего подойдет?
Если рассматривать с точки зрения экономической эффективности (то есть по соотношению выгод к затратам), то классифицировать применение можно следующим образом:
- сайт необходим тогда и только тогда, когда необходимо изменять информацию, которая доступна клиентам,Соединяя критерии вместе, мы получим, что полноценный сервис "сайт + приложение" нужен когда вы ваш онлайн-бизнес связан либо с цифровыми товарами/услугами, либо интернет-покупки (и из приложения) товаров бизнеса содержат много логики.
- (веб- или мобильное) приложение необходимо тогда и только тогда, когда клиент может выполнять полезные непосредственно для себя функции с сохранением личных данных.
По пунктам:
- Обычный сайт подойдет в том случае, если товар/услуга штучные и работа идет в секторе B2B. Такие сайты практически не посещают с мобильных устройств, и они носят больше имиджевый характер (поэтому там имеет большее значение дизайн, нежели функции),
- Адаптивный сайт необходим, если бизнес работает с розницей, пусть даже ничего не продает в онлайн-режиме.
- Адаптивное веб-приложение необходимо всегда, когда пользователь может приобрести товар или услугу, или совершить какие-либо другие действия в личном кабинете. Это все актуально в том числе и для B2B, потому что действия может быть необходимость совершать на совещании, или на выезде у клиента покупателя, в командировке и так далее.
- Мобильное приложение (без соединения с сервером) - достаточно экзотический случай. Для привычного бизнеса это может быть имиджевое приложение с редко изменяемой информацией и функциями. Тот же калькулятор цены в приложении потребует частого обновления (и как следствие - соединения с Интернет).
- Мобильное приложение пригодится, если клиент в постоянном контакте с бизнесом. Встроенный чат, возможность прикрепления фотографий, запись на услуги из приложения... все это только несколько возможных примеров использования мобильного приложения.
- Адаптивный сайт + приложение - полноценный онлайн-сервис. Неизбежно в случае, если ваш товар - цифровые услуги, например облачный сервис по управлению проектами, CRM, любой корпоративный или персональный сервис.
Заключение
Естественно, это достаточно поверхностный анализ, и не включает в себя детали и возможные отклонения от классификации в связи со спецификой бизнеса. Изложенное претендует только на то, чтобы быть некоторой почвой для размышлений и некоторым ориентиром в интернет-технологиях.